Профилактика плоскостопия

Всю жизнь человек проводит в движении, и стопы испытывают при этом значительные нагрузки. Стопа- сложный орган, состоящий из многих костей, мышц, связок и сухожилий. Вместе с мышцами голени они поддерживают стопы в упругом состоянии и работают, как рессоры, амортизируя удары при ходьбе, беге, прыжках и оберегая тем самым суставы, позвоночник, внутренние органы от резких сотрясений. В стопе различают продольный и поперечный своды. Продольный свод принято подразделять на наружный (по наружному краю стопы) и внутренний (по внутреннему краю). При этом наружный свод выполняет в основном опорную функцию, а внутренний – рессорную (обеспечивающую амортизацию); он и выглядит в виде упругой арки (если посмотреть на внутренний край стопы стоящего человека). Поперечный свод стопы не так ярко выражен, поэтому менее заметен взгляду непрофессионала. Располагается он между 1-й и 5-й плюсневыми костями (по воображаемой линии, проведенной поперек стопы у основания пальцев).

К 1,5 – 2 годам трудно определить, есть ли у ребенка плоскостопие, так как стопы только начинают формироваться, и процесс этот продолжается до 5 – 8 лет. Поэтому у маленьких детей подошвенная часть стопы и в норме бывает полной. Это так называемое физиологическое плоскостопие. Однако отклонение пяток кнаружи в положении стоя, ходьба с опорой на внутренний край стой (вальгусная установка) подтверждает диагноз плоскостопия. Дети, страдающие им, чаще падают, подошвы обуви стаптываются у них по внутреннему краю.

Правильному формированию сводов стоп способствует качественная, рациональная обувь: на каблучке 2 – 3 см, занимающем около трети подошвы по длине; с плотным, достаточно высоким задником, гибкой подошвой и просторным носиком. Детская обувь, как правило, имеет встроенный супинатор, который обеспечивает амортизацию; способствует, благодаря своей эластичности, оттоку венозной крови и улучшению питания тканей. Подбирать обувь необходимо по размеру: тесная и излишне свободная, она вредно сказывается на рессорных свойствах стопы. Подошва и каблук должны быть из материалов, амортизирующих толчки. Хождение босиком по неровной поверхности, зарядка для стоп, плавание, езда на велосипеде – это те меры, которые способствуют формированию сводов стоп, а, значит, препятствуют развитию плоскостопия.

Правильно сформированные своды стоп обеспечивают человеку красивую походку, позволяют ходить легко и быстро. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины людей. По данным ученых, плоскостопием страдает от 40 до 60% населения. Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. В основе врожденного плоскостопия лежит неполноценность связочно-мышечного аппарата стоп. Развитию приобретенного плоскостопия способствуют заболевания костно-мышечной системы, несоответствие веса тела возможностям опорно- двигательного аппарата стоп (кости, связки, мышцы), постоянные статические перегрузки (тяжелый физический труд, длительное стояние), ношение нерациональной обуви (на плоской подошве или на высоком каблуке, с узким носом). Для плоскостопия характерно опущение сводов стоп до полного их сглаживания. У детей чаще встречается продольное плоскостопие. Если посмотреть на внутреннюю сторону стопы, то видно, что она в своей средней части не касается пола, а приподнята в виде полукруга (арки). Так выглядит продольный свод стопы в норме. При продольном плоскостопии он опущен и стопа касается пола всей подошвой. При уплощении поперечного свода выявляется поперечное плоскостопие, при уплощении обоих сводов говорят о комбинированном плоскостопии. Причиной уплощения поперечного свода стоп наряду с наследственной предрасположенностью является ношение обуви с неправильно построенным узким носком и высоким каблуком. Обычно оно встречается у женщин после 40 лет, однако может быть и у юных девушек, которые стремятся постоянно носить модельные туфли. Неокрепшие связки девочек-подростков не выдерживают избыточной нагрузки, падающей на передний отдел стопы при ходьбе на высоких каблуках, а это приводит к перегрузке и уплощению поперечного свода. Бездействуя на гладкой негнущейся поверхности «платформы», связки и мышцы стопы, призванные поддерживать ее свод, растягиваются. В такой обуви они не могут сокращаться-расслабляться при ходьбе – и это тоже прямой путь к плоскостопию.

Развивается оно часто исподволь, проявляясь вначале быстрой утомляемостью при ходьбе. Затем наступает фаза так называемого перемежающегося плоскостопия, когда своды стоп уплощаются при нагрузке, но после отдыха высота их восстанавливается. С течением времени появляется дисбаланс мышц стоп и голеней, ослабление связок и нарушение взаимного расположения костей стопы. Все это ведет к появлению болевых ощущений. Боли усиливаются к вечеру, после ходьбы, особенно – после длительного стояния; ослабевают после отдыха.

В детском и подростковом возрасте плоскостопие далеко не всегда сопровождается болевыми ощущениями. Однако заниматься его предупреждением и, при необходимости, лечением нужно обязательно, чтобы не спровоцировать появление осложнений в будущем. Ведь при плоскостопии резко снижается амортизация толчков, возникающих при беге, ходьбе, прыжках; это ведет к возрастанию нагрузки на суставы ног, позвоночник, сосуды. Как результат - развитие с возрастом артрозов коленных и тазобедренных суставов; ухудшение состояния при уже имеющемся сколиозе и остеохондрозе; возникновение варикозного расширения вен, дистонии, головных болей.

Предупредить и лечить плоскостопие наряду с правильным подбором обуви помогает гимнастика для стоп, массаж, специальные ортопедические стельки. Показана ходьба босиком по гальке, песку, траве, массажному коврику или просто по коврикам различной фактуры – при этом за счет так называемого эффекта щажения активно тренируются мышцы стоп и голеней и поддерживаются своды стоп. Кстати, ходьба по пересеченной местности, по плитке (в обуви) полезнее, чем по гладкому асфальту: стопа вынуждена приспосабливаться к неровностям, поэтому в работу включаются дополнительные мышцы. Профилактический массаж по всем точкам стопы можно проводить, катая ногами скалку, массажный валик или мячик с рифленой поверхностью. Это поможет снять напряжение и усталость в мышцах стопы. Полезно заставлять работать мелкие мышцы стоп, собирая пальцами ног и перекладывая с места на место мелкие предметы; причем, чем чаще это делать, тем лучше.

И дети, и взрослые довольно много времени в течение дня проводят на ногах, поэтому зачастую они нуждаются в дополнительном отдыхе. Для этого полезно периодически стоять по 30 - 40 секунд на внешних краях стоп; если есть возможность отдохнуть сидя – поставить стопы крест-накрест и опереться на их внешние края. По вечерам можно ходить по массажному коврику, делать на ночь ванночки для ног с морской солью, отваром трав или контрастные ножные ванночки. После этого полезно сделать массаж стоп: растереть и размять мышцы голеней, причем более активно с внутренней стороны, провести поглаживание, растирание пальцев, тыла стоп, а затем размять подошвы стоп, как бы «вылепливая» их своды, - это оказывает еще и успокаивающее, снимающее стресс действие – и взрослые, и дети хорошо спят после таких процедур.

Для восстановления естественной функции стопы используют корригирующие стельки (супинаторы). Правильно подобранные супинаторы позволяют не только избавиться от боли, но своей формой регулируют тонус мышц. При выраженном плоскостопии, вальгусной деформации стоп изготавливают специальную ортопедическую обувь. Ношение супинаторов должно обязательно сопровождаться гимнастикой для стоп. Цель ее – повысить силу и эластичность мышц, удерживающих своды стоп.

Специальной гимнастике придается очень большое значение в профилактике и лечении плоскостопия, но эффективна она лишь при регулярном выполнении. Наибольший эффект упражнения оказывают, если выполнять их босиком и по возможности несколько раз в день. Каждое упражнение рекомендуется повторять 8 – 10 раз, выполнять тщательно, до ощущения легкой усталости.

Упражнения

1. ВЕЛИКАН. Хождение на высоких носочках (руки вверх), затем хождение на пяточках (руки в пояс).

2. ОКНО. Стоя на полу, ребенок разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошвы от пола.

3. ПРИСЕДАНИЯ. Приседаем, не отрывая пятки от пола, под стопами палочки. Руки вытянуты вперед.

4. СУЛТАН. Ребенок стоит на мягкой подушке. Руки вытянуты вверх.

5. ПОЖАРНИК. Поднимаемся и опускаемся по шведской лесенке босиком.

6. АКРОБАТ. Поочередно стоим на одной ноге на бревне /брусе.

7. МИШКА КОСОЛАПЫЙ. Переступаем по полу как «мишка» наружными сторонами стоп, руки на поясе.

8. ПРИСЕДАНИЕ. Наступаем на цилиндр поочередно стопами обеих ног, приседаем. Руки вперед.

9. ЦИРКАЧ. С помощью взрослых пытаемся стоять на мяче. Руки в стороны.

10. ПРОЙТИ ПО ЛИНИИ. Начертить на полу мелом прямую линию. Пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем обратно спиной вперед, ставя носок к пятке. Ходим по линии на полу, ставя пятку одной ноги перед носком другой. Руки в стороны /на поясе.

11. КАТОК. Шагаем с перекатом с носка на пятку.

12. БАРАБАНЩИК. Сидя на стуле, шлепаем большими пальчиками ног по-отдельности по полу.

13. МЕЛЬНИЦА. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

14. ФОКУСНИК. Сидя на стуле, с помощью пальцев ног одной ноги снимаем /одеваем носок на другую.

15. СЕРП. Сидя на стуле, подошвы на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы стоп сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки на одном месте.

16. НОСИЛЬЩИК. Сидя на стуле, двумя стопами обхватываем небольшой мячик и пытаемся удержать его на весу или перенести влево, потом вправо.

17. РА3БОЙНИК. Сидя на стуле, с усилием ребенок старается подтащить по полу полотенце /простыню на которой лежит груз, сначала одной ногой ‚ потом другой.

18. СБОРЩИК 1. Сидя на стуле, собираем пальчиками стоп ткань с пола.

19. СБОРЩИК 2. Сидя на стуле, собираем с пола каждой ногой поочередно различные мелкие предметы шашки, пуговицы, шарики.

20. ЖОНГЛЕР. Сидя на стуле, перекатываем цилиндрический предмет / бутылку.

Плоскостопие, каким бы банальным это ни показалось, действительно проще предупредить, чем вылечить. Если в детском возрасте его все же можно победить, то у взрослых цель – затормозить прогрессирование уплощения сводов стоп, и над этим нужно упорно работать. Ведь здоровые ноги – это не только красота, «летящая» походка, но и хорошее самочувствие.

Врач ЛФК, отделения медицинской реабилитации

Малиновская И.П.