Профилактика гиподинамии у детей при работе с гаджетами

Двадцать первый век – это век высоких технологий, его еще называют информационным. Поколения техники сейчас меняются быстрее, чем поколения живущих на земле людей. Поэтому в современном мире человеку необходимо быть на «ты» с гаджетами. Гаджет—в переводе с английского—приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая определенный круг задач. Это смартфоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства. Они делают жизнь человека проще и комфортнее, но чрезмерное увлечение гаджетами может принести вред здоровью. Дети, особенно школьного возраста, после занятий (на которых они сидят) предпочитают провести свободное время не на улице, а перед компьютером, что приводит к гиподинамии. Действительно, гиподинамия превращается в одну из наиболее острых проблем современности. В медицине не существует болезни под таким названием («гиподинамия» означает «пониженная активность»), однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем.

Основными признаками гиподинамии являются: вялость, сонливость; раздражительность, плохое настроение; общее недомогание, усталость; снижение аппетита; нарушение сна, снижение работоспособности.

При длительном сидении (за партой, компьютером) происходит застой крови в сосудах нижних конечностей, что приводит к обеднению кровоснабжения других органов, в том числе головного мозга, а это ведет к ухудшению мыслительных процессов, памяти, концентрации внимания.

У малоподвижных детей слабая мышечная система. Из-за этого у них формируется нарушение осанки, а со временем может развиться сколиоз. Зачастую, сидя за компьютером, дети (да и взрослые) принимают неправильные, порочные позы, провоцирующие различные нарушения в работе организма. Например, поза с согнутой или изогнутой в сторону спиной, втянутой в плечи головой приводит к искривлению позвоночника, развитию шейно-грудного и пояснично-крестцового остеохондроза; поза с опущенной вниз головой («голова на груди») провоцирует развитие шейного остеохондроза, а у взрослых—и инфаркта. Нельзя сидеть и «развалившись», сползая со стула, так как это приводит к атрофии ягодичных мышц и, как следствие, -- к риску возникновения межпозвонковых грыж и болей в поясничном отделе позвоночника. Если же сидеть, заложив ногу на ногу или под себя, возникает нарушение кровообращения в нижних конечностях, варикозное расширение вен со склонностью к тромбообразованию, а также нарушение осанки.

Большое значение имеет здлительность занятий детей за компьютером:

6 лет—не более 15 минут непрерывной работы в течение дня

7—9 лет—не более 20 минут непрерывной работы в течение дня

Старше 9 лет—до 45 минут в течение одного занятия с последующим перерывом

Для профилактики заболеваний позвоночника необходимо:

-- оптимально организовать рабочее место,

-- следить за осанкой,

-- регулярно заниматься спортом,

-- как можно чаще менять позу, вставать из-за стола, двигаться;

-- в перерывах между занятиями делать зарядку:

А) в положении сидя на стуле:

1) приподняв ноги, не касаясь пола, поочередно сгибать и выпрямлять колени;

2) развести локти в стороны—вдох, вытянуть руки вперед с напряжением—выдох (руки на уровне груди);

3) держа спину ровно, выполнять большие повороты корпуса вправо—влево (руки на поясе);

4) ноги вытянуты вперед, опираются на пятки, руки на поясе; поочередно оттянуть и поднять носки, сгибая при этом ноги в коленях (как бы надавливая на педали), затем развернуть ноги вправо-влево, касаясь носками пола;

5) расположить ладонь над ухом, локоть отвести в сторону; надавливать кистью на голову, создавая напряжение в мышцах шеи в течение 5 секунд; руку опустить, подбородок опустить на грудь—расслабиться; то же проделать с другой стороны;

6) положить руки на затылок и на вдохе прогнуться назад так, чтобы грудной отдел позвоночника выгнулся вперед; на выдохе наклониться вперед, опустив руки к полу;

7) диафрагмальное дыхание: вдох носом—надуть живот, выдох через рот—живот втянуть;

8) встать со стула, прогнуть корпус вперед, слегка отводя опущенные руки назад; затем расслабиться, снова сесть.

Б) стоя:

1) придерживаясь за край стола руками, присесть на носках и выпрямиться; спину держать прямо;

2) выполнять поочередное поднимание и опускание плеч, вращение прямых и согнутых в локтевых суставах рук вперед-назад; дыхание произвольное;

3) развести руки в стороны, ладони вверх; свести лопатки, задержаться в этом положении 2-3 секунды;

4) встать, положить руки на бедра, делать наклоны вперед, назад, вправо, влево, а также круговые движения тазом в одну и в другую сторону; спина прямая;

5) спина прямая, руки на уровне груди сцеплены в замок, согнуты в локтях; выгнуть спину назад, выпрямить руки ладонями от себя, потянуться;

При выполнении упражнений вдох делать носом, выдох—через рот. Все движения выполнять в среднем или медленном темпе. Повторять каждое упражнение 5-6раз.

Гиподинамия и зрительные перегрузки становятся, наряду с отягощенной наследственностью, главными причинами снижения зрения у детей. Основные меры профилактики —это снижение зрительных нагрузок и повышение физической активности. Самыми полезными для глаз спортивными занятиями считаются пинг-понг и бадминтон, а также плавание.

Для сохранения здоровья органов зрения ребенка (да и взрослого пользователя) при работе с гаджетами необходимо соблюдать простые правила:

-- расстояние от глаз до монитора должно быть около 50-70см;

--верхняя часть экрана должна быть на одном уровне с глазами или чуть ниже;

-- освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения;

--после каждых30-40 минут работы необходимо устраивать 5-10-минутные перерывы на отдых и зарядку для глаз:

Длительная работа за компьютером, слишком частое и активное пользование планшетом или мобильным телефоном (набор многочисленных смс) приводит к развитию запястного (или туннельного) синдрома. Причиной его является защемление нерва в запястном канале, а проявляется он появлением боли, покалывания и онемения в руках (особенно правой). Для профилактики этого заболевания необходимо сократить до разумных пределов пользование гаджетами и периодически выполнять следующие упражнения для рук:

1) согнуть руки в локтях, встряхнуть кистями;

2) сжать и разжать кулаки, раскрывая ладонь, как можно сильнее;

3) сжать кулаки и вращать ими в одну и в другую сторону;

4) соединить ладони, отвести все пальцы как можно дальше назад на 5 секунд, затем скрестить пальцы рук в замок, сжимая их, на 5 секунд;

5) сложить ладонь к ладони; поочередно разводить парные пальцы и соединять их;

6) поочередно соединить подушечками большой и указательный палец, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец; повторить в обратном порядке;

7) соединить ладони перед грудью; с усилием надавить правой ладонью на левую и наоборот (на 5 секунд);

Врачи утверждают: главные школьные недуги—заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Но в последние годы у школьников все чаще отмечаются болезни, которые недавно считались исключительно взрослыми: прогрессирующе снижается костная масса (возникает остеопороз), страдает функция суставов и позвоночника (развивается остеохондроз). Цепь эндокринных нарушений проявляется метаболическим синдромом (ожирение, инсулинорезистентность, повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний). Растет количество нервно-психических расстройств и игровой зависимости у детей. Профилактика—здоровый образ жизни, повышение физической активности каждого человека. Ребенка с раннего возраста необходимо приучать к ежедневному выполнению зарядки, активным играм на свежем воздухе, обязательному посещению физкультуры в школе, занятиям в спортивных секциях.

Движение—физиологическая потребность любого живого организма, в том числе человека. Если помнить об этом и заботиться о себе, то гиподинамия будет вам не страшна, а гаджеты станут вашими надежными помощниками и друзьями.

22.11.16.

Врач ЛФК ОМР 17 ГДКП И.П.Малиновская

поделиться в: