Основные понятия темы:
Пол
– совокупность морфологических и физиологических особенностей организма человека, совокупность генетически детерминированных признаков человеческой особи, определяющих ее роль в процессе оплодотворения.
Чаще всего половая принадлежность человека определяется на основании таких биологических критериев как хромосомный набор или гениталии при рождении.
Гендер
– это социально сконструированный пол, определяющий набор характерных черт и поступков, ожидаемых от мужчин и женщин их обществами, т.е. мальчики и девочки не рождаются со знанием, как они должны выглядеть, одеваться, говорить, вести себя, думать или реагировать.
Гендер проявляется в повседневном поведении, которое всегда согласуется с представлениями о том, что правильно/ характерно/ нормально для того или иного пола.
Гендерные стереотипы
- это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
Гендерные роли
- набор ожидаемых образцов поведения (или норм) определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру.
Гендерное равенство
- равная оценка обществом мужских и женских ролей; равенство статуса для мужчин и женщин; равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия; равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни.
Гендерное образование
- это целенаправленный процесс, призванный способствовать искоренению стереотипов о «естественности» различий и традиционных социальных ролях, что позволило бы каждому отдельному индивиду ориентироваться на собственные интересы и желания, а не на некие представления о «норме».
Гендерная чувствительность
- это способность воспринимать, осознавать и реагировать на любые проявления сексизма, дискриминации по признаку пола или половой сегрегации (разделения людей на категории на основании их пола).
На первой встрече девушки и юноши ознакомились с понятиями «мужественности» и «женственности», освоили основные понятия «пол» и «гендер», научились их различать. В заключительной части занятия описали гендерный образ себя.
На второй встрече участники ознакомились с основными понятиями, описывающими гендерное насилие, со взаимосвязью гендерных стереотипов и гендерного насилия. В основной части составили список проявлений гендерного насилия. В заключительной части девушки и юноши закрепили знания, полученные в ходе двух дней тренинга.