Статья для родителей
Экзамен у детей — это экзамен и у родителей: на стрессоустойчивость, терпеливость, способность к поддержке и вниманию. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью и возникновением тревожности. Тревожность — это когда боишься всего… и непонятно чего, а точнее это отсутствие объекта страха. Если базовые страхи — это самосохранение, например: страх быстро движущегося автомобиля нас спасает от автокатастрофы, то повышенный уровень тревожности, который длится долгий период, приводит только к нервным расстройствам.
Родители, помните: что непродолжительная тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, новой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди, важен только её уровень. Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах. Например, накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом — сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.
Самое важное — это понимать, какую психологическую установку ставит перед собой учащийся. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, помочь сформировать уверенность, что цель обязательно будет достигнута. Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно решать поставленные задачи, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало»… Лучше сформулировать конкретно: «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право самоопределения в жизни и самоиндентификации в социуме.
Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах Вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, — явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы, взрослые, считаете, что ребенок поймет… Но однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем, страдает самооценка, самоуважение и уверенность в себе.
Вместо — "Ты должен учить уроки", "хватит гулять делай то-то", не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.
Психолог ЦДП «Ювентус» Гирис Т.В.