Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 "Об объявлении 2024 года Годом качества"

Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.

В рамках Года качества будет сделан акцент на повышении конкурентоспособности Беларуси через бережное и продуманное отношение к ресурсам, реализацию высокотехнологичных и энергоемких проектов, приоритет качественных показателей над количественными. Усилия будут сосредоточены на обеспечении качественных показателей путем стимулирования инициативы, внедрения рационализаторских идей, укрепления в обществе социального оптимизма, стремления созидать на общее благо. Приоритетное внимание планируется уделить формированию у граждан личной ответственности за достижение высокого качества жизни (достаточный уровень дохода, своевременная диспансеризация, здоровое питание, хорошее образование, культурный досуг). 
 

ГОД КАЧЕСТВА – ЗАЛОГ УСПЕХА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

18.01.2024

ГОД КАЧЕСТВА – ЗАЛОГ УСПЕХА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси, материалов агентства ”БелТА“ и газеты ”СБ. Беларусь сегодня“

 

Во всех передовых в техническом отношении странах мира большое внимание уделяется проблемам повышения качества выпускаемой продукции. Это относится к потребительским товарам, к средствам производства, к сельскохозяйственной продукции, к строительным сооружениям и вообще ко всем продуктам труда человека и эффективному труду как таковому.

Международные стандарты трактуют качество, как способность характеристик продукции (системы, процесса) удовлетворить требования потребителей и других заинтересованных сторон. При этом во многих странах в понятие ”качество“ вкладывается разный смысл.

Справочно:

Например, в Германии – это ”соответствие характеристикам“, во Франции – ”чувство удовлетворения“, ”роскошь“, в Италии – ”стиль“, в Японии – ”усовершенствование“, ”безупречность“.

В Беларуси с середины 1990-х годов достижение качества во всех сферах жизнедеятельности страны изначально было определено важнейшей задачей государственной политики. В белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики качество рассматривается, в первую очередь, с позиции качества жизни людей.

При этом каждый из нас является не только потребителем, но и создателем качества. От того, насколько качественным будет отношение к труду, к тому, что и как человек делает на своем рабочем месте, зависит конкурентоспособность белорусских товаров, услуг, а значит – уровень благополучия страны в целом и каждого гражданина.

В целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны Глава государства 27 ноября 2023 г. подписал Указ № 375 ”Об объявлении 2024 года Годом качества“.

5 января 2024 года в ходе совещания об основных направлениях работы по совершенствованию качества в 2024 году и Знаке качества Республики Беларусь Президент нашей страны подчеркнул: Мы должны превзойти себя… Мы пришли к такой ситуации, когда надо подниматься на ступень выше, а может быть, и на две. Во-первых, нас жмут со всех сторон, легче не будет, это объективно. А во-вторых, нельзя остановиться. Если остановимся, начнется загнивание, как в истории нашего государства часто бывало (и не только нашего)“.

 

1. Качество труда – залог конкурентоспособности Беларуси

Качество – это важнейший приоритет в политике нашей страны. Достижение высокого качества белорусской продукции, оказываемых в нашей стране услуг – определяющий фактор успешного продвижения отечественных товаров на внешних рынках, а значит – укрепление национальной экономики.

Главный критерий высокого качества отечественной продукции – это постоянно растущий экспорт белорусских товаров и услуг и узнаваемость нашего национального бренда ”Сделано в Беларуси“, который представлен в 160 странах мира.

Согласно статистике, за 11 месяцев 2023 года белорусский экспорт достиг 36 млрд долл. США и превысил показатель за аналогичный период 2022 года почти на 6%. Растет и география поставок.

Об узнаваемости Беларуси свидетельствует не только рост экспорта, но и количества людей, посещающих страну. В прошлом году в Беларуси побывали 1,6 млн человек из 173 стран (это только организованные посещения).

Востребованы среди иностранцев не только достопримечательности нашей страны: к нам едут лечиться (в 2023 году 123 тыс. граждан из 149 стран оказаны медицинские услуги) и учиться (25 тыс. студентов из более чем 100 стран мира получают образование в Беларуси).

”По-белорусски“ – уже значит качественно. Конкурентным преимуществом нашей продукции было и остается соотношение ”цена – качество“.

Повышение качества производимой продукции предполагает внедрение современных технологий производства, форм контроля качества и организации труда, рационализаторских инициатив, а также высокую мотивацию сотрудников и поддержание благоприятной атмосферы внутри коллектива. Здесь работа найдется всем: руководителям и ученым, производственникам и общественным активистам.

Надо доступно разъяснить каждому работнику новые правила, по которым ему экономически будет невыгодно работать плохо. Качество работы, строгое соблюдение технологической дисциплины являются условиями повышения благосостояния человека.

Как справедливо отметил Глава нашего государства на совещании 5 января 2024 г., ”не должно быть формализма и разгильдяйства…Начинайте с себя. Вовремя приходите на работу и начинайте работать качественно“.

Ключевые направления по повышению качества производства и качества жизни:

– повышение конкурентоспособности промышленного комплекса (производство востребованной качественной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей, продукции; повышение уровня сервиса (послепродажного обслуживания) белорусскими производителями);

– бережное и продуманное отношение к ресурсам (дальнейшая модернизация и техническое переоснащение производств с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; применение современных материалов и технологий при проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов);

– устойчивая энергетика и энергоэффективность (модернизация электроэнергетической инфраструктуры за счет реконструкции и строительства линий электропередачи различных классов напряжения в объеме не менее 2700 км; расширение возможностей использования населением электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения);

– ускоренное развитие сферы услуг (повышение качества бытового обслуживания населения в сельской местности; совершенствование функционала портала рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения);

– создание комфортных условий для инвестирования и ведения бизнеса (содействие росту кооперационных цепочек, создаваемых промышленными флагманами с субъектами малого и среднего бизнеса; совершенствование электронного взаимодействия с плательщиками в целях обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств);

– укрепление демографического потенциала и здоровья нации (пропаганда здорового образа жизни для качественного долголетия и сохранения здоровья нации; проведение диспансеризации населения);

– повышение качества и доступности образования.

Важно помнить, что текущие вызовы экономики – это не только ограничения, но и новые возможности для повышения конкурентоспособности нашей продукции. Несмотря на предпринимаемые попытки сторонников долларовой модели мировой экономики сохранить свое господство, переформатирование мира уже не остановить. Мы видим его новые контуры и место нашей страны в нем. Пропуском для нас в этот новый мир служат достижения экономики, делиться которыми мы готовы со всеми, кто видит в Беларуси партнера. В этой связи спрос на Беларусь в мире колоссальный. Отечественные технологии, производства, услуги позволяют обеспечивать суверенитет страны сегодня и являются залогом успешного будущего. При одном условии – если мы будем неустанно работать над качеством, как это всегда было присуще белорусам.

 

2. Обеспечение качественных показателей путем стимулирования инициативы, укрепления в обществе социального оптимизма

Качество – это показатель не только экономической выгоды и целесообразности, но также социального здоровья и благополучия. Это подразумевает необходимость повышенного внимания к следующим позициям:

  • формированию чувства личной ответственности за результат работы. Каждый должен понимать простую истину – добросовестное выполнение своих обязанностей является ключевым условием достижения общего успеха;

  • повышению мотивации труда. Здесь уместно использовать советское наследие и опыт (соревнования, рационализаторство, наставничество, меры морального и материального стимулирования и др.);

  • поддержанию здорового и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе, без которого невозможно формирование сопричастности к результатам общего труда.

Стимулировать организации в работе по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, внедрению современных методов менеджмента качества помогают республиканские конкурсы в области качества и делового совершенства.

Контроль за качеством производимой продукции или выполняемых работ – это не только задача технологов, она должна стать важной задачей для первичек ФПБ, БРСМ, Белой Руси, а общественный контроль за обеспечением качества – одним из направлений их деятельности.

В идеале каждый гражданин должен осознавать, что благосостояние страны, от которого зависит личная удовлетворенность качеством жизни, прежде всего обеспечивается эффективностью его труда.

В свою очередь люди труда заслуживают, чтобы в них общество видело своих героев, а трудолюбие и профессионализм стали мерилом социального успеха и общественного признания.

 

3. Знак качества: традиция прошлого и настоящее

Трудолюбивым белорусам ментально близок и Год качества, и ”Знак качества“. Готовится проект Указа Президента Республики Беларусь ”О Государственном знаке качества“. Присвоение данного знака будет означать высшую степень как оценки и признания продукции предприятия, так и ответственности за оказанное доверие.

   

 

Изображение Государственного знака качества

Государственный знак качества представляет собой пятиугольник красного цвета со слегка выпуклыми сторонами.

В центре Государственного знака качества на белом поле – стилизованное изображение перевернутой буквы ”К“ из двух стреловидных элементов красного цвета. В верхней части Государственного знака качества – надпись ”БЕЛАРУСЬ“ красного цвета.

Пять углов Государственного знака качества символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности.

Нижний стреловидный элемент означает устойчивость системы качества, верхний, как символичные весы, – оптимальное соотношение общественного мнения о продукции и достижений производства.

 

В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент Республики Беларусь сказал: ”Качество давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг. Его первые обладатели войдут в историю независимой Беларуси“.

В этом вопросе Беларусь будет основываться на традициях советского периода. ”Этот исторический период дал старт нашему национальному развитию. Теперь вы понимаете, почему я ”цепляюсь“ за то советское время: если бы не было того советского времени, не было бы самых современных и новых образцов. Загубить все – проще, но на базе чего мы бы создавали новые, прогрессивные образцы? Этой базы бы не было. Умные люди сохраняют и развивают все то, что накоплено прежними поколениями. Мы это сделали“, – заявил на совещании
5 января 2024 г. белорусский лидер.

Справочно:

Государственный знак качества СССР введен в действие 20 апреля 1967 г. в целях стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства. Он разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации.

”Знак качества“ в БССР

Первым Государственный знак качества в республике получила продукция БелАЗа – карьерный самосвал БЕЛАЗ 540.

Если в 1967–1970 годах он присвоен 54 изделиям, то уже в 1973 году – 614. На начало 1978 года в БССР Государственный знак качества имели 2,8 тыс. изделий, из них 1,9 тыс. – товары народного потребления. Доля продукции с Государственным знаком качества в общем ее выпуске составляла: строгальных станков – 93,7%, протяжных станков – 78,9%, измерительных приборов – 48,3%, грузовых автомобилей – 94,2%, тракторов – 98%, мотоциклов – 86,2%, холодильников бытовых – 92%, телевизоров широковещательных – 53,3%, радиоприемников широковещательных – 39,9%.

В числе аттестованных изделий – автомобили семейства МАЗ и БелАЗ, металлорежущие станки, тракторы, измерительные приборы, телевизоры, холодильники, мебельные гарнитуры, наручные часы, ткани, швейные и трикотажные изделия, пищевая и другая продукция белорусских предприятий.

Официально использование Государственного знака качества прекращено с распадом СССР, однако некоторые производители продолжали наносить его на свою продукцию вплоть до 1994 года.

На присвоение Государственного знака качества суверенной Беларуси может претендовать продукция таких известных в нашей стране и за рубежом компаний как ОАО ”МТЗ“ (трактор Belarus), ОАО ”БЕЛАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ“ (карьерный самосвал БЕЛАЗ 7513), ОАО ”МАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАВТОМАЗ“ (автомобиль-самосвал МАЗ-65262L); ОАО ”ИНТЕГРАЛ“ – управляющая компания холдинга ”ИНТЕГРАЛ“ (линейка лавинных фотодиодов), КУП ”Молочный гостинец“ (молочная продукция в ассортименте) и др.

При этом на совещании 5 января 2024 г. Глава государства заявил: ”БЕЛАЗы, МТЗ, МАЗ и так далее – не могут не иметь знака качества на какой-то свой товар. Но этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках“.

Новый знак будет получать самая лучшая продукция. Однако это не значит, что остальная продукция и услуги станут хуже или будут некачественными. Наоборот – это стимул и мотивация к тому, чтобы достичь более высокой планки в оценке, найти самые эффективные решения и приемы в работе, и получить наилучший результат.

Мы говорим о движении вверх – создании нового механизма еще более сильной конкуренции и мотивации.

И определяющими здесь должны быть меры нематериального стимулирования, как это и было во времена СССР.

С одной стороны – гордость производителя за качество своей работы и следуемый за этим общественный статус. С другой – узнаваемость продукции и услуг и кратное повышение их востребованности за счет гарантированного соответствия стандартам, подтверждаемого государством.

 

4. Повышение качества жизни – дело каждого

Необходимо различать понятия уровня жизни и качества жизни. Если в первом случае речь идет о конкретном просчитываемом экономическом показателе, который отражает уровень обеспеченности материальными благами, то второй подразумевает степень удовлетворения широкого круга потребностей человека – материальных, духовных, социальных, охватывая физическое, психологическое здоровье человека.

Крайне важно изменить у людей отношение к пониманию качества. Его невозможно измерить исключительно цифрами. Есть области, в которых только сам человек может улучшить показатель качества. Это т.н. ”территория личной ответственности“: самообразование, собственное здоровье, занятие спортом, культура отдыха, семейных отношений, благоустройство территории и др.

В Беларуси созданы условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения: поддерживается высокий уровень безопасности, создаются новые рабочие места, обеспечены устойчивый рост реальной заработной платы, равный доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, сохранены и приумножаются культурные ценности, поддерживается высокий уровень социальной защиты, созданы условия для участия в общественной жизни.

Справочно:

По данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе–октябре 2023 г. составили 106,1% к уровню января–октября 2022 г.

Однако благосостояние должно быть предметом совместной заботы человека и государства. Личная ответственность граждан – самообразование, здоровье, досуг, семейное благополучие и др.

”Мы видим возрастающий спрос на ценности социального государства... Возвращение к этим ценностям – вопрос качества жизни людей: духовной сферы, экономического благополучия, социальной справедливости. Все здесь взаимосвязано“, – сказал Александр Лукашенко на совещании, посвященном вопросам проведения Года качества.

Качественный подход – это еще и уважение к себе. Жить и работать по принципам качества – значит находиться в постоянном личном совершенствовании:

  • непрерывно развиваться, получать знания. Для реализации на практике принципа ”образование через всю жизнь“ государство предоставило гражданам все возможности;

  • следить за своим здоровьем (своевременная диспансеризация, здоровое питание и др.). В здравоохранении реализован ряд мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению. Крепкое здоровье – один из главных показателей благополучия человека;

  • в жизни человека важное значение имеет его культурный досуг. Для этого в нашей стране созданы все условия (функционируют театры, концертные организации, музеи, библиотеки; проводятся фестивали, праздники и др.);

  • поддерживать хорошую физическую форму (обустроены площадки для занятий спортом, спортивной ходьбой, велосипедные дорожки, проводятся республиканские и региональные спортивно-массовые мероприятия, туристические и др.);

  • жить в семейном согласии и мире с окружающими людьми.

Задача Года качества – это еще и приобщение населения к занятиям спортом, здоровому образу жизни, повышение культуры времяпровождения, укрепление семейных отношений. Поэтому приоритетное внимание необходимо уделить формированию у граждан личной ответственности за повышение качества жизни.

”Люди должны видеть, что это Год качества. И наше жесточайшее требование к качеству жизни людей, к самим себе, комплекс мероприятий – должно быть видно, что в стране идет Год качества и когда он закончится, вот его результат“, – заявил Глава государства на совещании 5 января 2024 г.

 

****

Беларусь не обладает значительными природными богатствами. Поэтому благополучие жителей нашей суверенной страны не придет само по себе. Мы можем его обеспечить только своим трудом, интеллектом и настойчивостью. Успех зависит от того, насколько эффективно, творчески и результативно будет трудиться каждый из нас.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 12 сентября 2023 г. во время вручения государственных наград заслуженным людям страны особо подчеркнул: ”Работая в самых разных сферах, ставя перед собой самые разные цели, мы достигаем высоких результатов, которые в итоге становятся общим успехом, успехом всей нашей страны. И чем больше личных достижений, тем сильнее наша Беларусь“.

Комплекс экономических, идеологических, культурных и иных мероприятий, запланированных в Год качества, направлен на достижения амбициозной цели: поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень. И эта цель будет достигнута, если каждый белорус определит для себя свой личный план по повышению качества своей работы, своей жизни и будет усердно ему следовать.

Стандарты качества мы сохранили, приумножили, теперь – этап улучшения. Довольствоваться достигнутым нельзя!

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЛАН мероприятий по проведению в 2024 году Года качества

Наименование мероприятия

Цели и механизмы реализации

Срок реализации

Ответственные

исполнители

I. Укрепление экономического потенциала Республики Беларусь

Повышение конкурентоспособности промышленного комплекса и услуг с обеспечением приоритета качественных показателей над количественными

1. Участие в законодательном обеспечении Года качества

подготовка и принятие законов Республики Беларусь ”Об аккредитации в Национальной системе аккредитации“, ”О риэлтерской деятельности“, ”О потребительском кредите (микрозайме)“, ”Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании“, ”О независимой оценке и сертификации квалификаций“ и других

в течение года

органы государственного управления, Палата пред­ставителей Национального собрания Республики Бела­русь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

2. Обеспечение консультационно-методоло­гического сопровождения, разработка методических рекомендаций оценки качества для отраслей и организаций в целях использования при подготовке программ повышения качества в отраслях

 

утверждение методических рекомендаций, обеспечение единообразного подхода к разработке программ повышения качества в отраслях

январь

Госстандарт

3. Разработка критериев, целевых показателей, индикаторов и прогнозных показателей качества, оценки эффективности работ, производимых товаров, оказываемых услуг, качества жизни населения

утверждение отраслевых показателей и индикаторов качества

 

разработка анкеты-опросника для опреде­ления качества жизни населения

февраль




сентябрь

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

Минэкономики

4. Разработка программ повышения качества, предусматривающих повышение качества выполняемых органами государствен­ного управления, организациями, облиспол­комами, Минским горисполкомом функций и содержащих целевые показатели и индикаторы качества

согласование программ повышения качества

утверждение программ повышения качества

февраль



-”-

 

Госстандарт


органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

5. Реализация программ повышения качества

анализ выполнения программ повышения качества, достижение целевых показателей и индикаторов качества

март – декабрь

-”-

6. Реализация планов повышения качества организаций, направленных на повышение качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг), решение уставных задач

согласование планов повышения качества организаций

 

утверждение и реализация планов повышения качества

январь – март

 

 

 

апрель – декабрь

облисполкомы, Минский горисполком, органы государственного управ­ления

организации

7. Развитие кооперационного взаимодействия в целях расширения экспортных возмож­ностей белорусской промышленности

создание новых и расширение существующих кооперационных проектов при взаимо­действии научной, образовательной и промышленной сфер, в том числе в рамках ЕАЭС, СНГ, Союзного государства

в течение года

органы государственного управления, организации, НАН Беларуси, МИД

8. Содействие росту кооперационных цепочек, создаваемых промышленными флагманами с субъектами малого и среднего бизнеса

проведение 15 контактно-кооперационных бирж

в течение года

Минэкономики, Минпром, органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

9. Совершенствование порядка таможенного администрирования

расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц

-”-

 

ГТК

10. Совершенствование электронного взаимо­действия с плательщиками в целях обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств

внедрение электронных сервисов, увеличение числа субъектов хозяйствования, имеющих возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами

-”-

 

МНС

11. Повышение качества в строительной сфере:

повышение качества разработки проектной документации на строительство объектов

соблюдение нормативных сроков строи­тельства при возведении объектов

повышение качества строительно-монтажных работ, в том числе в сфере жилищного строительства

качество объектов строительства, сокращение количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства, снижение числа нарушений, выявляемых Департаментом контроля и надзора за строительством Госстандарта

-”-

 

Минстройархитектуры, Госстандарт, облиспол­комы, Минский горис­полком

Повышение эффективности контроля качества сырья и комплектующих

12. Развитие материально-технической базы для контроля качества продукции, сырья и комплектующих. Освоение эффективных методов контроля качества продукции и сырья

расширение испытательных возможностей, освоение прогрессивных методов контроля, снижение затрат на испытания продукции, сырья и комплектующих

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

13. Разработка типовых рекомендаций по самоконтролю на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг

утверждение типовых рекомендаций

март

Госстандарт

14. Внедрение механизмов самоконтроля на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг

утверждение отраслевых рекомендаций по организации самоконтроля на рабочем месте

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

15. Внедрение в организациях наставни-чества в целях профессионального роста молодых работников и культивирования ответственного отношения к труду

снижение текучести кадров на предприятиях и оптимизация возрастной структуры трудовых коллективов

-”-

 

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ

16. Расширение практики получения наиболее опытными работниками, длительное время не допускающими брака при производстве продукции, личного клейма качества

повышение мотивации и вовлеченности специалистов в производственный процесс

-”-

 

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, Союз неком­мерческих организаций ”Конфедерация промыш­ленников и предприни­мателей (нанимателей)“

Бережное и продуманное отношение к ресурсам

17. Внедрение современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в целях экономии топливно-энергетических ресурсов

достижение в 2024 году показателей экономии топливно-энергетических ресурсов, установ­ленных в Государственной программе ”Энергосбережение“ на 2021 – 2025 годы

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

18. Разработка типовой методологии ”бережливого производства“

утверждение типовой методологии ”бережливого производства“

март

Госстандарт

19. Внедрение методологии ”бережливого производства“ и оптимизация процессов производства

утверждение отраслевых рекомендаций, доведение процентных показателей снижения потерь из-за выпуска дефектной продукции, перепроизводства, ожидания, транспортировки и перемещения

достижение установленных отраслевых показателей по оптимизации процессов производства, внедрение техник ”береж­ливого производства“ на предприятиях

в течение года

 

 

 

 

 

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

 

Внедрение инноваций и рационализаторских идей

20. Создание практико-ориентированной среды (экспериментальные площадки, лаборатории, учебно-опытные участки) в целях формирования инновационных навыков

проведение конкурса в сфере изобретательства ”Лепшы патэнт Беларусi“, внедрение новых технических решений, защищенных патентом

II – IV кварталы

ГКНТ, НАН Беларуси, НЦИС, организации

21. Внедрение рационализаторских идей (предложений) для достижения высокого качества отечественной продукции, работ и услуг

разработка локального правового акта, предусматривающего создание условий, способствующих разработке рационализа­торских идей (предложений), отчет об эффективности внедренных рационализа­торских идей (предложений)

в течение года

органы государственного управления, организации

22. Внедрение новых механизмов стимули­рования инвестиционных проектов

принятие нормативных правовых актов

-”-

 

Минэкономики, органы государственного управ­ления, облисполкомы, Минский горисполком

23. Совершенствование системы инновационной инфраструктуры

развитие существующих и создание новых субъектов инновационной инфраструктуры, отчет о результативности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры

-”-

 

ГКНТ, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, организации

24. Расширение сети центров поддержки технологий и инноваций и совершенствование их деятельности, в том числе путем разработки электронной платформы для взаимодействия участников данной сети

открытие новых центров поддержки технологий и инноваций

в течение года

ГКНТ, НАН Беларуси, НЦИС, организации

Обеспечение устойчивого качества во всех отраслях экономики

25. Расширение области внедрения автома­тизированных систем контроля и учета электрической энергии промышленных и бытовых потребителей

внедрение автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии промышленных и бытовых потребителей, увеличение количества областей, где внедряются автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии

в течение года

Минэнерго

26. Актуализация Программы повышения качества продукции, производимой органи­зациями системы Министерства промыш­ленности, на 2021 – 2025 годы и реализация ее мероприятий

внесение изменений в названную Программу, уточнение индикаторов качества, повышение качества выпускаемой продукции и удов­летворенности потребителей в процентном соотношении

февраль (актуализация), в течение года (выполнение)

Минпром

27. Модернизация теплоисточников с использованием в качестве топлива местных топливно-энергетических ресурсов и электроэнергетической инфраструктуры

реконструкция (модернизация) теплоисточ­ников, электроэнергетической инфраструк­туры, увеличение числа реконструированных теплоисточников и линий электропередачи различных классов напряжения в объеме не менее 2700 км

в течение года

облисполкомы, МЖКХ, Минэнерго

28. Совершенствование системы учета лесных ресурсов для сохранения и усиления основных функций лесов

внедрение программного продукта
АРМ ”Лесовоcстановление“, проведение лесоустройства на площади 963,3 тыс. га

-”-

 

Минлесхоз, организации Минлесхоза

29. Увеличение покрытия лесного фонда автоматизированными системами ”Видеонаблю­дение“ в целях своевременного обнаружения лесных пожаров

покрытие 100 процентов площади лесного фонда автоматизированной системой ”Видеонаблюдение“, повышение эффектив­ности своевременного обнаружения лесных пожаров

-”-

 

-”-

 

30. Переоснащение и модернизация произ­водств

повышение технического уровня произ­водств за счет их переоснащения и модер­низации в соответствии с программами (планами) модернизации и технического переоснащения

в течение года

органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

31. Создание новых предприятий по произ­водству высокотехнологичных качественных товаров (оказанию услуг) резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка ”Великий камень“

реализация инвестиционных проектов резидентами Белорусско-Китайского индустриального парка ”Великий камень“, создание не менее восьми новых предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность

-”-

 

государственное учрежде­ние ”Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка ”Великий камень“

32. Охват населения Республики Беларусь услугами сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G)

охват 99 процентов населения услугами сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G)

-”-

 

Минсвязи, операторы сотовой связи

33. Развитие системы услуг почтовой связи, оказываемых посредством национальной почтовой электронной системы

увеличение количества пользователей услуг почтовой связи, охват 100 процентов населения услугами почтовой связи посредством национальной почтовой электронной системы

-”-

 

Минсвязи, РУП ”Белпочта“

34. Создание типовой региональной государст­венной цифровой платформы ”Умный город (регион)“ (г.Минск, областные центры, города и районы с численностью населения 80 тыс. человек и более)

внедрение первой очереди типовой региональной государственной цифровой платформы ”Умный город (регион)“ в целях повышения качества принятия управленческих решений местными исполнительными органами

-”-

 

Минсвязи, облисполкомы, Минский горисполком

35. Поддержание высокого качества автомобильных дорог общего пользования

ремонт, возведение и реконструкция
1600 км республиканских автомобильных дорог и 2700 км местных автомобильных дорог

-”-

 

Минтранс, облисполкомы, Минский горисполком

36. Развитие функционала портала рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающих жизнедеятельность населения и (или) осуществляющих административные процедуры, и его популяризация

увеличение на портале рейтинговой оценки количества оценок не менее чем на 50 тыс.

в течение года

Минсвязи, органы госу­дарственного управления, организации

37. Поддержание высокого уровня резуль­тативности системы управления качеством государственной статистической деятельности

проведение повторной сертификации системы менеджмента качества органов
государственной статистики

I – III кварталы

Белстат

38. Проведение оценки качества администра­тивных данных, используемых при формировании официальной статистической информации

удельный вес наборов административных данных, по которым заполнены вопросники, в общем объеме наборов административных данных, отобранных для оценки в 2024 году

в течение года

Белстат, органы государ­ственного управления, организации

II. Обеспечение качественных показателей через стимулирование инициативы

39. Участие организаций в выставках, ярмарках и семинарах, проводимых в Республике Беларусь и других странах, в целях активного продвижения качественной отечественной продукции на внешних рынках

популяризация белорусской продукции в целях увеличения ее экспорта и узнаваемости национального бренда ”Сделано в Беларуси“

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, ОО ”Бело­русский союз женщин“, Белкоопсоюз

40. Создание благоприятных условий для осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в рамках ЕАЭС, СНГ, Союзного государства с использованием лучших мировых практик и механизмов

совершенствование нормативной правовой базы и реализация программ и проектов в рамках ЕАЭС, СНГ, Союзного государства, увеличение количества реализованных программ и проектов в рамках данных
интеграционных образований

-”-

 

ГКНТ, НАН Беларуси

41. Внедрение и широкое проведение конкурсов новаторов, рационализаторских идей, профессионального мастерства

повышение мотивации и стопроцентное
вовлечение молодых специалистов в производственный процесс

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ, Союз некоммерческих органи­заций ”Конфедерация промышленников и пред­принимателей (нанима­телей)“

42. Изучение общественного мнения о качестве производимой продукции и оказываемых услуг

разработка анкет об удовлетворенности населения качеством, анализ результатов анкетирования с принятием мер в рамках компетенции

-”-

 

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком

43. Обеспечение работы общественных приемных по принятию от населения предложений об улучшении качества жизни и оказываемых услуг

утверждение графиков и мест работы общественных приемных, аккумулирование предложений и направление их по компетенции

-”-

 

органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, ОО ”БРСМ“, РОО ”Белая Русь“, ОО ”Белорусский союз женщин“, ФПБ

44. Увеличение роли общественных организаций в защите прав потребителей

популяризация деятельности общественных организаций, создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих прав и интересов, внедрение механизмов общественного контроля за качеством выпускаемой продукции, оказываемых услуг

-”-

 

общественные организации по защите прав потребителей, МАРТ, облисполкомы, Минский горисполком, органы государственного управ-ления

III. Формирование личной гражданской ответственности за достижение высокого качества жизни

Укрепление демографического потенциала и здоровья нации

45. Проведение диспансеризации населения

увеличение количества населения, прошедшего полную диспансеризацию, в процентном отношении, внедрение новых дистанционных форм услуг

в течение года

Минздрав, главные управ­ления по здравоохране­нию облисполкомов, ко­митет по здравоохране­нию Минского гориспол­кома

46. Пропаганда идей здорового образа жизни, здорового питания, формирование ответственного отношения к мужскому и женскому здоровью для качественного долголетия и сохранения здоровья нации

публикации в средствах массовой информации (далее – СМИ), прямые телефонные линии, проведение разъяснительной работы с населением (беседы, лекции, семинары, тренинги)

 

-”-

 

органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, Совет Республики Нацио­нального собрания Рес­публики Беларусь, Палата представителей Националь­ного собрания Республики Беларусь, ОО ”Белорусский союз женщин“, ФПБ, ОО ”БРСМ“

47. Включение населенных пунктов в государственный профилактический проект ”Здоровые города и поселки“

увеличение количества населенных пунктов, участвующих в реализации государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“, присоединение к реализации проекта 36 населенных пунктов, в том числе по областям:

Брестская – 2

Витебская – 7

Гомельская – 2

Гродненская – 5

Минская – 11

Могилевская – 9

-”-

 

облисполкомы, Минздрав

48. Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом по видам спорта для детей и молодежи в сельской местности

расширение материально-технической базы, повсеместный охват детей и молодежи, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом

в течение года

Минспорт, Минобра­зование, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ

49. Развитие системы профилактики профес­сиональных рисков, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда работников

разработка и реализация отраслевых и территориальных планов мероприятий по условиям и охране труда, снижение профессиональных рисков, уровня произ­водственного травматизма и профес­сиональных заболеваний, улучшение условий труда работников

-”-

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ

50. Расширение использования потенциальных природных лечебных ресурсов

внедрение во всех санаторно-курортных организациях новых видов медицинских услуг и программ санаторно-курортного лечения

-”-

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, собственники (владельцы) санаторно-курортных, оздоровительных органи­заций

Обеспечение устойчивого роста доходов и высоких гарантий социальной защиты граждан

51. Расширение практики использования программ дополнительного пенсионного страхования:

добровольного страхования дополнительной пенсии с учетом финансовых возможностей организаций

добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства

увеличение количества работников, участвующих в программах дополнительного накопительного страхования

в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусская ассоциация страховщиков, страховые организации, Минфин, Минтруда и соцзащиты, ФПБ, Союз некоммерческих органи­заций ”Конфедерация промышленников и пред­принимателей (нанима­телей)“

52. Создание условий для обеспечения доступности и качества социальных услуг, адресности оказания социальной помощи

внедрение дистанционной формы социального обслуживания, повышение доли адресной социальной помощи по мере обращения нуждающихся в этой помощи граждан

в течение года

Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком

53. Создание условий для повышения качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших от ее последствий, путем организации изучения их материально-бытового положения и оперативного решения имеющихся у них социально-бытовых вопросов, оказания материальной помощи ко Дню Победы, чествования в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и другого

обследование материально-бытового поло­жения с принятием мер по решению имеющихся вопросов, выплата материальной помощи ко Дню Победы, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пострадавшим от ее последствий

-”-

 

Совет Республики На­ционального собрания Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, Минтруда и соцзащиты, ОО ”Бело­русский союз женщин“, ОО ”БРСМ“

54. Повышение качества жизни в сельской местности

комплекс мероприятий, ориентированный на создание комфортных условий для жизнедеятельности и проживания граждан в сельской местности, развитие современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечи­вающей установленные нормативы (стандарты) качества жизни

-”-

 

органы государственного управления, облисполкомы

55. Развитие социального партнерства:

включение в генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов, тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры положений, предусматривающих развитие системы мотивации и стимулирования работников за высокие достижения в области качества

инициирование включения в обязательном порядке в тарифные, местные соглашения и коллективные договоры гарантий по постоянному повышению квалификации

заключение дополнительного соглашения к генеральному соглашению, развитие
системы мотивации и стимулирования
работников за высокие достижения в области качества

I квартал

Правительство Республики Беларусь, ФПБ, Союз некоммерческих органи­заций ”Конфедерация промышленников и пред­принимателей (нанима­телей)“, органы государст­венного управления, орга­низации, облисполкомы

Повышение качества и доступности образования

56. Создание мотивирующих условий для одаренных абитуриентов в целях поступления в региональные учреждения высшего образования

зачисление в региональные учреждения высшего образования без вступительных экзаменов, вне конкурса медалистов, выпускников лицеев и колледжей, победителей олимпиад, выпускников учреждения образования ”Национальный детский технопарк“

в течение года

Минобразование, органы государственного управ­ления, имеющие в подчинении учреждения образования

57. Развитие центров компетенций в учре­ждениях высшего и среднего специального образования в целях подготовки высоко­квалифицированных кадров для отраслей экономики

увеличение охвата обучением в центрах компетенций по всем образовательным программам (не менее 30 тыс. обучающихся в год)

-”-

 

Минобразование, органы государственного управ­ления, имеющие в подчи­нении учреждения образо­вания, облисполкомы, Минский горисполком

58. Разработка концепции подготовки лиц с особенностями психофизического раз­вития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализации и интеграции в общество

утверждение концепции, предусматриваю-щей увеличение доли обучающихся с осо­бенностями психофизического развития, социализация лиц с особенностями психофизического развития, совершен­ствование механизма их дальнейшего трудоустройства, социализации и интеграции в общество

в течение года

Минобразование, Мин­труда и соцзащиты, органы государственного управления, имеющие в подчинении учреждения образования, облиспол­комы, Минский горис­полком

Раскрытие культурного потенциала. Позиционирование в обществе социального оптимизма. Созидание на общее благо

59. Приумножение национальных культурных и духовных ценностей, традиций, патриотизма, национальной идентичности и самобытности, культурного кода белорусской нации. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к труду, окру­жающим, природе, собственному здоровью

проведение региональных диалоговых площадок на тему ”Молодежь – знак качества страны“, проведение республи­канских культурно-массовых мероприятий (”Цветы Великой Победы“, ”Семья года“, ”Разговор о важном: счастливая семья – сильное государство“, ”Время сильных“, ”Минута славы“ среди детей-инвалидов, ”Время твоих возможностей“, фестиваль творчества инвалидов ”Витебск-2024“, ”Я – это ты, ты – это я“, II Рес­публиканский форум тружениц села, II Республиканский форум женщин-предпринимателей, I Республиканский форум женщин-ученых, XVI Республи­канский конкурс ”Женщина года – 2023“, вернисаж идей ”Дзявочы вянок мiру“, семейный проект ”Властелин села“, молодежный проект ”100 идей для Беларуси“ и другие)

в течение года

Совет Республики Нацио­нального собрания Рес­публики Беларусь, Моло­дежный совет (парламент) при Национальном собра­нии Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, Минтруда и соцзащиты, ОО ”Бело-русский союз женщин“, ФПБ, ОО ”БРСМ“, Минкультуры, организа­ции государственной сети кинопроката

60. Реализация концепции развития нацио­нального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024 – 2026 годы

увеличение доли отечественного культурного продукта

-”-

Минкультуры, облис-полкомы, Минский горисполком

IV. Информационное обеспечение Года качества

61. Создание на сайтах государственных органов, облисполкомов, Минского гор­исполкома, учреждений образования раздела ”Год качества“ с последующим размещением информации о мероприятиях, приуроченных к Году качества. Публикация в социальных сетях тематических обзоров

создание на главной странице официальных сайтов страницы ”Год качества“

широкое освещение мероприятий, проводимых в рамках Года качества

I квартал



в течение года

органы государственного управления, организации, облисполкомы, Минский горисполком, редакции государственных СМИ, Совет Республики Нацио­нального собрания Респуб­лики Беларусь

62. Освещение в СМИ и на интернет-ресурсах мероприятий по проведению Года качества, создание тематических материалов в печатных СМИ, теле- и радиопередач, проведение пресс-мероприятий с участием представителей государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединений, субъектов малого и среднего бизнеса

широкое освещение в СМИ мероприятий, проводимых в рамках Года качества



в течение года

Мининформ, органы госу­дарственного управления, организации, облиспол­комы, Минский гориспол­ком, редакции государст­венных СМИ, ОО ”Бе­лорусский союз женщин“, ФПБ, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Бела­русь, Белтелерадиокомпания

63. Разработка и распространение наборов электронных средств интерактивной наглядности и мотивации (стикерпаки, эмодзи и другое)

использование в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет национального продукта, способного вызывать у пользователей настроенность на качество

до 1 мая

Мининформ, БелТА,
издательский дом
Беларусь сегодня, облисполкомы, Минский горисполком

64. Изготовление и продажа в розничной торговле тематической коллекции одежды (мерч), посвященной известным брендам отечественной промышленности

изготовление одежды и ее элементов, популяризация в обществе национальных брендов

в течение года

концерн ”Беллегпром“, МАРТ, Минпром

65. Подготовка медиапроектов в СМИ, в том числе в интерактивной и игровой формах, раскрывающих особенности труда, потенциал личных и профессиональных достижений представителей различных категорий населения и сфер деятельности

формирование в обществе конструктивного восприятия качества как мотивационной основы личных, профессиональных и общественных достижений

-”-

 

Мининформ, Минкуль­туры, Минспорт, МАРТ, Белтелерадиокомпания, БелТА, издательский дом ”Беларусь сегодня“

66. Популяризация идей качества

 

проведение конкурсов, акций, диалоговых площадок, форумов, круглых столов и другого, в том числе в целях продвижения продукции белорусского производства на рынки стран ”дальней дуги“, создание музеев трудовой славы на предприятиях, продукции которых присваивался знак качества СССР, размещение (распространение) социальной рекламы, посвященной Году качества, проведение конкурсов ”Лучшие товары Республики Беларусь“ и ”Премия Правительства Республики Беларусь в области качества“, выпуск художественной маркированной карточки, посвященной Году качества

-”-

 

органы государственного управления, организа­ции, облисполкомы, Минский горисполком, Совет Респуб­лики Национального собра­ния Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, ОО ”БРСМ“, РОО ”Белая Русь“, ОО ”Белорусский союз женщин“, ФПБ

67. Повышение осведомленности по вопросам качества в учреждениях общего среднего образования

разработка буклета по вопросам качества

ежеквартальное рассмотрение вопросов качества в рамках часов информирования

I квартал

в течение года

Госстандарт

Минобразование, Госстан­дарт, облисполкомы, Мин­ский горисполком

68. Организация церемонии вручения Госу­дарственного знака качества

проведение церемонии вручения Госу­дарственного знака качества

IV квартал

Правительство Респуб­лики Беларусь, Госстан­дарт

69. Проведение международного форума ”Качество во всем – залог конкуренто­способности продукции и процветания государства“

развитие международного сотрудничества, обмен опытом в области систем управления качеством

-”-

 

Госстандарт, МИД, органы государственного управления, организации

 

 

 

 

поделиться в:
Меню раздела: